Прокуратура
Единовременное пособие при рождении ребенка
В Российской Федерации семьям оказывается денежная поддержка в связи с рождением детей. Единовременное пособие при рождении ребенка предназначено для всех семей независимо от уровня дохода и количества детей.
Право на пособие имеет один из родителей, опекун, усыновитель или приемный родитель (ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
При рождении двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.
Размер данного пособия ежегодно индексируется с 1 февраля и в 2025 году составляет 26 941,71 рублей, если ребенок родился не ранее февраля. Точный размер пособия определяется на момент рождения ребенка. Если семья проживает в регионе, где действует повышающий коэффициент, пособие увеличивается на размер коэффициента.
Если оба родителя работают, получить выплату может любой из них. Если трудоустроен только один, пособие первоочередно выплачивается работающему родителю.
Срок обращения за выплатой пособия не должен превышать 6 месяцев со дня рождения ребенка.
Рассмотрением документов, принятием решения о выплате и зачислением средств занимаются территориальные отделения Социальный фонд России.
Кроме того, можно обратиться в офис многофункционального центра «Мои документы» (МФЦ) или подать заявление через Госуслуги.
Введен запрет на продажу несовершеннолетним бытовых товаров с газом с 1 марта 2025 года
Федеральным законом от 30.11.2024 № 438-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ» установлен запрет на продажу бытовых товаров с газом (в том числе зажигалки и баллончики для их заправки) несовершеннолетним во всех субъектах Российской Федерации.
Также названным Федеральным законом закреплена обязанность органов государственной власти по принятию мер по защите детей от информации, пропагандирующей либо демонстрирующей потребление путем вдыхания сжиженных углеводородных газов, содержащихся в потенциально опасных газосодержащих товарах бытового назначения, и (или) их паров.
Прокуратурой Ивнянского района принесен протест на Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Прокуратурой Ивнянского района проверены на соответствие федеральному законодательству принятые органами местного самоуправления правовые акты о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
В ходе проверки установлено, что порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области (далее – Порядок) противоречит действующему законодательству в указанной сфере.
Однако, в нарушение указанным требованиям Закона, Порядок не регламентирует данную возможность институтов гражданского общества и граждан Российской Федерации, что в свою очередь нарушает их права.
Отсутствие данных пунктов свидетельствует о наличии в них коррупциогенного фактора - «отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций», предусмотренного пп. «б» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96.
Главе администрации Ивнянского района на данный Порядок принесен протест, который находится на рассмотрении.
По протестам прокурора района из нормативных правовых актов исключены коррупциогенные факторы
Прокуратурой Ивнянского района в рамках осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов, изданных органами местного самоуправления, установлено, что утвержденный постановлением администрации Богатенского сельского поселения муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области правовой акт - Порядок реструктуризации денежных обязательств перед Богатенским сельским поселением Ивнянского района (далее – Порядок) противоречит требованиям действующего бюджетного законодательства.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 1 ст. 93.8 БК РФ Порядок не содержит способы урегулирования денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед поселением.
Согласно пункту 2 статьи 93.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации возможность, способы и основные условия урегулирования денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием устанавливаются законом (решением) о бюджете.
Однако, в нарушение данной нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) Порядок не содержит указанных условий.
Кроме того, Порядок не содержит условий, закрепленных п. 3 Правил (оснований, условий и порядка) реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) муниципальных районов и городских округов области, утвержденных постановлением Правительства Белгородской области от 13.01.2020 № 7-пп (ред. от 18.04.2022), согласно которому реструктуризации не подлежит задолженность, установленная к взысканию на основании решения суда.
Пунктом 4 Порядка установлено, что в течение 10 дней со дня поступления документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, администрация поселения рассматривает их на предмет соответствия установленным требованиям. В случае несоответствия установленным требованиям документы возвращаются с указанием причины возврата.
Содержание данного пункта Порядка указывает на неопределенность в установлении срока выполнения правоприменителем определенных действий, так как отсутствует указание на то, в каких днях (календарных либо рабочих) будет осуществляться исчисление сроков, что является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, предусмотренных п.п. «а» п. 3 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, а именно: широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения.
Аналогичные нарушения выявлены в правовых актах 14 поселений района.
По протестам прокурора района правовые акты изменены, приведены в соответствие с действующим законодательством.
Прокурором Ивнянского района принесены протесты на противоречащие правовые акты в сфере муниципальной службы и противодействия коррупции
Проверкой установлено, что постановлением администрации Драгунского сельского поселения муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области утвержден Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений.
Изучение показало, что данный муниципальный правовой акт противоречит действующему законодательству.
Статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) установлена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Согласно данной статье Закона № 273-ФЗ государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Распоряжением Губернатора Белгородской области от 11.08.2023 № 112-р утвержден новый Порядок, устанавливающий процедуру уведомления о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего Белгородской области, также утверждена новая форма уведомления и форма журнала, в связи с чем Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений администрации Драгунского сельского поселения противоречит действующему законодательству.
Прокурором района на данный Порядок принесен протест, который рассмотрен, удовлетворен.
По протесту прокурора правовой акт в сфере оплаты труда изменен
Прокуратурой Ивнянского района в рамках осуществления мониторинга правовых актов организаций в сфере оплаты труда, установлено, что Положение о системе оплаты труда и стимулирования работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ивнянская средняя общеобразовательная школа № 1» Ивнянского района Белгородской области (далее - Положение), не соответствует требованиям действующего законодательства.
В силу части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений признано обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации - далее – ТК РФ).
МБОУ «Ивнянская СОШ № 1» в соответствии со статьями 8, 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ст. 144 ТК РФ, постановлением Правительства Белгородской области «Об утверждении Методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных общеобразовательных организаций Белгородской области и муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, учреждений среднего профессионального образования, имеющих в структуре общеобразовательные организации» (далее – Методика) принято Положение об оплате труда работников образовательной организации.
В ходе проверки установлено, что в нарушение абз. 8 п. 12.3 раздела 12 Методики пунктом 9.3. Положения не предусмотрены стимулирующие доплаты за наличие отраслевых наград «Отличник просвещения».
Кроме того, глава 12 Положения «Расчет заработной платы других педагогических работников, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательного учреждения в нарушение абз. 6 раздела 18 Методики не содержит нормы, устанавливающей надбавку в размере 25 процентов от базовых должностных окладов другим педагогическим работникам общеобразовательных организаций.
Прокурором района в адрес руководителя образовательной организации принесен протест, который рассмотрен, удовлетворен.
Правовые акты об охране жизни и здоровья несовершеннолетних изменены по требованию прокурора Ивнянского района
В ходе проведения прокуратурой Ивнянского района проверки исполнения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних на поднадзорной территории выявлены нарушения закона, которые выразились в следующем.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 15-ФЗ и п. 7 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Положение об организации охраны жизни и здоровья воспитанников 10 образовательных организаций не содержит требований к условиям, обеспечивающим профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ в образовательной организации и на ее территории, ввиду чего Положение необходимо изменить.
Кроме того, в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Положение не содержит норм о необходимости обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
По протестам прокурора района 10 Положений об организации охраны жизни и здоровья воспитанников детских садов приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Нарушения при осуществлении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов
Прокуратурой Ивнянского района в истекшем периоде 2025 года установлены факты несоблюдения органами местного самоуправления, их должностными лицами требований законодательства при осуществлении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов, несвоевременности и недостаточности принятых ими мер по устранению выявленных коррупциогенных факторов.
Так, по результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» уведомления об обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к компетенции администрации в 2024 г. – истекшем периоде 2025 года в прокуратуру района не поступали, что не соответствует действительному состоянию законности в рассматриваемой сфере правоотношений. Все коррупциогенные факторы за указанный период выявлены прокуратурой в рамках осуществляемого надзора, при этом нередко коррупциогенные факторы содержатся в действующих муниципальных нормативных актах прошлых лет, однако меры, направленные на информирование органа прокуратуры, до настоящего времени не принимаются. Подобные нарушения недопустимы, поскольку противоречат законодательству о противодействии коррупции, не соответствуют проводимой государством политике в сфере противодействию коррупции.
В целях устранения выявленных нарушений прокурором района в адрес глав администраций сельских поселений внесено 15 представлений, которые рассмотрены, удовлетворены, 13 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
По требованию прокурора устранены нарушения при эксплуатации детских игровых и спортивных площадок
Во исполнение поручения прокуратуры Белгородской области прокуратурой Ивнянского района проведена проверка соблюдения требований законодательства при размещении, содержании и эксплуатации детских игровых и спортивных площадок на поднадзорной территории.
В ходе проверки выявлены нарушения в 15 администрациях поселений района требований п. 6.2., п. 6.4. ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования, утвержденного приказом Росстандарта от 24.06.2013 № 182-ст, выразившиеся в непроведении функционального осмотра с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции оборудования в 2025 году.
В целях устранения выявленных нарушений закона прокурором района в адрес 15 глав администраций поселений муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области внесены представления, которые рассмотрены, удовлетворены, нарушения устранены, 12 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
Результаты проверки в сфере здравоохранения
В соответствии с поручением прокуратуры области прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при оказании медицинской помощи взрослым и несовершеннолетним страдающим сахарным диабетом.
В ходе проверки выявлен факт неукомплектованности штатными единицами врача-эндокринолога.
С целью устранения выявленных нарушений главному врачу ОГБУЗ «Ивнянская ЦРБ» внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Прокуратурой района выявлены нарушения при реализации государственных полномочий органов опеки и попечительства
Прокуратурой района проведена проверка в отношении органов местного самоуправления (в части исполнения ими переданных государственных полномочий органов опеки и попечительства в соответствии с требованиями закона Белгородской области от 13.05.2020 № 473 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по опеки и попечительству»).
В ходе проверки установлено, что Управлением социальной защиты населения администрации Ивнянского района Белгородской области утверждено Положение об отделе по работе с льготными категориями граждан и пожилыми людьми, в котором не нашли свое отражение переданные государственные полномочия, указанные в ст.ст. 1, 2 Закона Белгородской области № 473.
Так, ч. 3 ст. 1 Закона Белгородской области № 473 определено, что к полномочиям органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, совершеннолетних дееспособных граждан и граждан, признанных безвестно отсутствующими, относятся, помимо прочего:
- выявление и учет лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
- обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
- установление опеки или попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, освобождение, в том числе временно, и отстранение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей и др.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что администрацией Ивнянского района в лице управления социальной защиты населения администрации Ивнянского района взаимодействие с органами внутренних дел, медицинскими учреждениями по выявлению лиц, нуждающихся в социальной помощи, не организовано.
Информация о выявлении указанных лиц или их отсутствии в управление социальной защиты населения администрации Ивнянского района не поступают.
В данной сфере правоотношений деятельность построена исключительно на анализе поступающих обращений граждан о необходимости оказания им отдельных социальных услуг.
Прокурором Ивнянского района в целях устранения нарушений в адрес главы администрации Ивнянского района внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, 3 лица привлечено к дисциплинарной ответственности.
Прокуратурой Ивнянского района проведена проверка исполнения законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Во исполнение Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании», распоряжения первого заместителя Губернатора области-руководителя Администрации Губернатора области «Об утверждении межведомственного плана мероприятий по профилактике суицида среди несовершеннолетних и молодёжи в Белгородской области» и в целях упорядоченности, систематизации, оперативности представления информации о чрезвычайных происшествиях с участием несовершеннолетних, в том числе суицидальных попытках», утвержден регламент взаимодействия при предоставлении информации о чрезвычайных происшествиях с участием несовершеннолетних, в том числе суицидальных попытках (далее - Регламент).
В соответствии с п. 2.1.9 Регламента образовательные организации незамедлительно информируют о чрезвычайных происшествиях с участием несовершеннолетних, являющихся обучающимися образовательной организации, территориальную комиссию.
Однако, в нарушение вышеуказанного пункта Регламента, образовательными организациями: МБОУ «СОШ № 2 п. Ивня», МБОУ «Драгунская ООШ» скрыты происшествия произошедшие с участием несовершеннолетних в образовательной организации, территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ивнянского района образовательными организациями не уведомлена.
Прокурором района в адрес главы администрации Ивнянского района внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, 2 лица привлечено к дисциплинарной ответственности.